Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

 
ГЛАВНАЯ
РЕФЕРАТЫ
КУРСОВЫЕ
ДИПЛОМНЫЕ
ЗАКАЗ РАБОТЫ
КОНТАКТЫ
 
 
 

 

 

Проблема морали и гуманизации человека в современном обществе

Особенно остро современный человек переживает хлипкость жизни, земли, природы. Действительность этого мира формирует свои императивы выживания. Важнейшим из них, поистине глобальным, следует назвать такой: «Человек умный должен стать человеком моральным, это вопрос ее жизни и смерти» [7] . На протяжении длительного времени под умностью имелась в виду предельная рационализированость, направленная на быстрейшее достижение успеха, результата. Идеал абсолютной рациональности базировался на принципиальном прогресизми, этом философском изобретении эпохи Просвещения.

Считалось, что возможный бесконечный поступательный прогресс от одного уровня развития к другому, более высокому. При этом анализировались и брались к вниманию исключительно ближайшие, прямые последствия человеческой деятельности в рамках целеустремленных усилий для достижения результата. Сама же эта цель считалась начальной и автоматически позитивной, лишенной внутренних коллизий. Однако исключительно рационально постулированные цели могут как отдаленные последствия приводить к явлениям, которые противоречат начальному замыслу и даже исключают его.

1.5.  Самоаскеза как главный принцип деятельности человека.

Наука, сдерживаемая когда-то религиозными догмами и догмами политическими, сегодня освободилась от ограничений внешних и может позволить себе какие-нибудь эксперименты, не особенно задумываясь о последствиях и человеческой цене сделанного. Ограничиваемая церковью, государством, политической партией, наука не может быть достаточно эффективной, но наука не ограниченная ничем становится опасной, особенно, если отсутствие ограничений внешних дополняется отсутствием ограничений внутренних.

Для того чтобы не стать могильщиком человечества, наука должна произвести систему самоограничений, своеобразную самоаскезу, добровольное запрещение на деяния, человеческая цена которых непомерно велика. Знание - это действительно сила, но всякая сила может быть орудиями как добра, так и зла. Человечество хорошо выучило эту простую истину на горьком опыте XX ст. Такая же самоаскеза необходимая и всему обществу, поскольку ресурсы планеты скончяемы и гонка производства и потребления также может в условиях подальше убыстряемого индустриального развития завести человечество в тупик.

Самоаскеза общества, самоаскеза науки, самоаскеза личности - еще один категорический императив современности. Вторая чрезвычайно важная проблема - это проблема прав и свобод людей и народов, их соотношения. Особенное значение в этом плане получает осознание огромной социальной ценности свободы и свободомыслия личности, которые не противостоят правам наций, классов, других человеческих сообществ, в том числе и таким неотчуждаемым правам, как право на самоопределение, суверенитет, социальный выбор и т.д. И здесь прежде всего следует подчеркнуть необходимость положительно ценностного отношения к уникальности личности, нации, культуры, отказа от стремления к принудительной унификации, одинаковости на основе произвольно выбранной и сведенной в статус показательной модели.

Множественность экономических, политических, идеологических, национальных, языковых, психологических моделей есть не зло, а наибольшее благо для человечества, потому что это огромный резервуар возможных типов деятельности, мышления, поведения, каждый из которых хранит в себе многовековой опыт той или другой человеческой сущности. Уникальность, своеобразие оберегают человечество от деградации и исчезновения социокультурного генофонда. Однако многообразие конфликтно и существованием его возможно лишь под флагом консенсуса и компромисса как универсального средства сосуществования многообразного.

Необходимый культ ответственности человека перед общепризнанными в мировом содружестве ценностями культуры и морали, которые остаются сегодня главной духовной опорой личности в изменчивом мире. Невзирая на все достижения цивилизации, такое противостояние может привести к одичанию рода человеческого, высокотехнического, индустриального, образованного варварства. Нельзя не видеть того, что творец цивилизации часто оказывается намного ниже своего творения, будучи несостоятельным за своими человеческими качествами отвечать уровневые требований им же созданной технической структуры.



 

Популярное

 
 
 
ГЛАВНАЯ arrow КУРСОВЫЕ arrow Психология arrow Проблема морали и гуманизации человека в современном обществе
 
       
свадебный фотограф , для сайта знакомств.