Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

 
ГЛАВНАЯ
РЕФЕРАТЫ
КУРСОВЫЕ
ДИПЛОМНЫЕ
ЗАКАЗ РАБОТЫ
КОНТАКТЫ
 
 
 

 

 

Проблема морали и гуманизации человека в современном обществе

Именно их и имел в виду Вернадский, когда писал: «Человек впервые реально понял, что она житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, а в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в отрасли жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связанный и выйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой повсюду. И он ее неминуемо, закономерно, непрерывно изменяет».

Вообще идея самоаскези как морального принципа сегодня, на рубеже тысячелетий, приобретает для людей особенного судьбоносного смысла. Мудрое самоограничение в политических страстях, национальной несправедливости и претензиях, грандиозных научных, технических и экономических проектах, умение сдерживать собственное могущество, которое угрожает выйти из-под контроля, видеть слабость своей силы, то есть ее другую сторону, ее внутреннюю проблематичность является свидетельством моральной зрелости и высокой культуры.

Самоаскеза должна утвердиться и в сфере междунациональных отношений, когда естественное стремление нации к свободе принадлежит воплощать с учетом известного тезиса о том, что свобода одного лица ограничивается свободой другого лица. Самоаскеза поможет прервать вековечную цепь несправедливости и претензий и достичь этнического, междунационального баланса интересов. Патриотизм, лишенный мудрой самоаскези с железной неизбежностью переростает в шовинизм, превращается в собственную противоположность в полном соответствии с остроумным определением Альберта Швейцера, за которым патриотизм относится к шовинизму как здоровое чувство к болезни.

Безграничная национальная гордыня способна вызывать у человека глухоту к тому, что называется простыми нормами нравственности, к сугубо человеческим порывам милосердия, сожаления, соболезнования. Заметим, что можно потерять способность воспринимать человека как человека безотносительно к етнокультурной, национальной, языковой маркировки. Однако отношение к человеку как к человеку, это и есть собственно и исключительно моральное отношение.

Добыв этническое, можно потерять моральное, которое тысячелетиями, ценой жертв, страданий и ошибок добывалось человечеством и отливало в чеканные строки христианской истины: «Нет ни эллина, ни иудея, но есть Человек». Мания национального величия способна принести многих бед даже народу с исторически установившимся здоровым смыслом.

Спокойно-самокритичное отношение к себе, способность к трезвой самооценке своих достоинств и изъянов является безусловным свидетельством морального здоровья нации.

Новое качество современного мира предусматривает и новое звучание многих традиционных понятий морали, особенно такого фундаментального, как гуманизм. Известно, что содержание его толковалось обычно как совокупность взглядов, идей, действий, которые выражают уважение человека, ее достоинства, права к счастью. Из гуманистических позиций человеческая личность должна рассматриваться как наивысшая ценность.

Существование, исходя из этого, каких-то общечеловеческих систем морали невозможное: есть мораль рабов, и есть мораль рабочих, и есть мораль капиталистов. Есть моральное сознание республиканца, и есть монархиста. Не отрицая значительных в моральной сфере сословных, кастовых, классовых, этнических, конфессиональных отличий, следует заметить, что существование сколько-нибудь нормально функционирующего общества невозможное без признания всеми его группами определенных общих, исходных моральных истин, которые имеют надклассовый, общечеловеческий характер.

Мы можем поставить себе вопрос, какой общественный класс отречется формулы не «убей!» как абсолютно чужой его классовым интересам? Какая социальная группа принципиально не воспринимает формулу не «ври»? Не те ли это общечеловеческие ценности, примат которых над классовыми безусловен сегодня, в ядерную эпоху, с точки зрения принципов нового мышления? И выражает ли формула не «убей!» определенную, безотносительную к классовым симпатиям и антипатиям, идею ценности человеческой жизни, независимо от классовой принадлежности того, кто стал жертвой отступления от этой ценности?



 

Популярное

 
 
 
ГЛАВНАЯ arrow КУРСОВЫЕ arrow Психология arrow Проблема морали и гуманизации человека в современном обществе