Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

 
ГЛАВНАЯ
РЕФЕРАТЫ
КУРСОВЫЕ
ДИПЛОМНЫЕ
ЗАКАЗ РАБОТЫ
КОНТАКТЫ
 
 
 

 

 

Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка

I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте

1.1.Ключевые понятия в определении стресса

«Термин "стресс" встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:

  • сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на орга­низм воздействие;

  • сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

  • сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для орга­низма реакции разного рода;

  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма».

Наиболее адекватно в современной психологии признается последняя из указанных трактовок термина "стресс". Также признается возможным пони­мание стресса как неспецифических физиологических и психологи­ческих проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адап­тивной активности при действии любых значительных для организ­ма факторов обозначают как стресс в широком смысле. «Несколько иначе рассматривает стресс А.А. Welford, характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований. Нечто подобное находим у П. Фресса, ха­рактеризующего стресс как все личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения».

Таким образом, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внут­ренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. Более того, понятие "стресс", по выражению В. Гошека, относится к широ­ким понятиям, имеющим "все включающий и все объясняющий харак­тер", поэтому использовать его необходимо рационально. С данной трактовкой понятия "стресс" трудно соглашают­ся современные психологи, как и с такой, которая ограничивает это понятие рамками патоло­гии. В большей степени придерживаются традиционного понима­ния стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воз­действия, включая депривацию жизненно важных функций.

У человека и высокоорганизованных животных состояние стрес­са равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности. Аналогичное пони­мание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия "стресс". Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма. «Так, Ю.Г. Чирков указывает на то, что стресс - это угроза, беда, на­пасть; Р. Лазарус расценивает угрозу как предвосхищение че­ловеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Суво­рова определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть, из которого надо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс - это приспособительная ре­акция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и чело­век не имеют возможности удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман с соавторами склонны понимать эмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки орга­низма к возможным последствиям, а так же как личную реакцию на аверсивный (негативно оцениваемый) сигнал, имеющий вид целост­ной, динамично развивающейся функциональной системы». По отно­шению к человеку специфика стресса состоит в сознательной перера­ботке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности. В этой связи необходимо упомянуть трактовку эмоционального стресса, предложенную в Словаре физиологических терминов. В нем эмоциональным стрессом именуют тревогу, конфликт, эмоциональные расстройства, переживания, угрозу безо­пасности, неудачи, досаду и др., т. е. такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

Оставаясь сторонниками традиционного понимания стресса, мы ни в коей мере не отрицаем значимости стрессовой активности, об­ладающей положительными аспектами. Мы полностью разделяем точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вред­ным. «Он считает, что стрессовая активация может быть положитель­ной мотивирующей силой, улучшающей субъективное "качество жизни" - эустресс, и ослабляющей - чрезмерный стресс - дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные сти­мулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицатель­ных и практически их значение в плане клинических и тем более па­тологических состояний сведено почти к минимуму».

«Особого рассмотрения, с точки зрения Дж. С. Эверли, зас­луживает факт зависимости между стрессом и проявлением здоровья. Известно, что по мере усиления стресса улучшаются общее самочув­ствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс до­стигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уров­нем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он стано­вится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптималь­ный уровень стресса индивидуума (т. е. максимальная толерантность к стрессу как к продуктивной силе), по-видимому, яв­ляется функцией врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов. Совершенно очевидно, что указанная зависимость позволяет нам согласиться с тем, что стресс, будучи особым типом состояний, может иметь нормальный, погра­ничный и патологический уровни выраженности».



 

Популярное

 
 
 
ГЛАВНАЯ arrow ДИПЛОМНЫЕ arrow Психология arrow Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка