Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы
 
ГЛАВНАЯ
РЕФЕРАТЫ
КУРСОВЫЕ
СОЧИНЕНИЯ
ДИПЛОМНЫЕ
ЗАКАЗ РАБОТЫ
ДОБАВИТЬ РАБОТУ
КОНТАКТЫ
 

 

Античность — Средние века — Новое время. Причины и механизмы смены эпох
 

Гуманисты видели в своем времени эпоху расцвета, счастья и красоты. Но не только это было характерным для Возрождения. Восторг перед будущим соседствовал со страхом перед ним же, упоение новым - с сознанием опасности от него.

Человек Ренессанса ощущал свою судьбу как открытую, незавершенную. Человек мог сам выбирать себе судьбу и творить ее. Возможность выбирать была ценней самого выбора. Но непрерывное состояние этого выбора порождало неуверенность. Людям Ренессанса присуща "меланхолия", но не в нынешнем смысле - "легкая печаль", а в значении - "тягостное раздумье", "уныние". Если будущее открыто, то в нем может быть все, в том числе и самое ужасное. Современные исследователи установили, что ужас, охвативший Европу в 1000 г., когда все якобы ждали конца света, сильно преувеличен и преувеличен именно ренессансными историками, переносившими в прошлое страхи своего времени. В 1500 г. светопреставления ожидали напряженнее, чем в 1000 г. и во всем - в падении Константинополя, в открытии Америки - видели знаки близящегося пришествия Антихриста. Стремление к красоте вдруг оборачивалось тягой к богатству, нескованность устаревшими моральными нормами - безнравственностью, всемогущество человека - всевластием правителей.

Ощущение хрупкости гуманистического мирка вызывалось его узостью. Даже в Италии гуманистические идеи не охватывали всего населения, да и не могли его охватить. Гуманизм не аристократичен, но элитарен, гуманистические добродетели открыты каждому, но мало кто может вместить их в полной мере, ибо они требуют напряжения доблестной души, а это есть не у всех. Искусство Ренессанса представляется наиболее полным воплощением гуманистических идеалов, но и это искусство не было тогда общепризнанным: значительная часть художников продолжала жизнь цеховых мастеров, работала в старой манере и их произведения пользовались популярностью среди рядовых сограждан.

И все же, при всех трудностях, трагизме, неуверенности, узости социальной базы Ренессанс закладывал основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской суверенной личности.

Эпоха Возрождения породила в Западной и Центральной Европе широкое общественное движение, вошедшее в историю как Реформация.

31 октября 1517 г. невысокий человек в одежде монаха ордена августинцев прибил к дверям дворцовой церкви в городе Виттенберге большой лист бумаги. Монаха этого звали Мартин Лютер. Текст, выставленный на всеобщее обозрение, содержал 95 тезисов, направленных против индульгенций. Эти тезисы произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Не только в Виттенберге, но и по всей Германии их приняли с восторгом. Папа римский требовал Лютера к ответу и настаивал на отречении от высказанных идей. Кончилось это тем, что в 1520 г. Лютера отлучили от церкви.

Слово «реформация» возникло еще до эпохи, им обозначенной. В конце XIV - начале XV в. в Европе развернулось движение, участники которого выступали за "реформу церкви во главе и членах", за искоренение злоупотреблений, за улучшение ее организации. Но критики вероучения в движении за реформу не было. Само слово "реформация" (лат. "преобразование") появилось в XV в. в Германии, но оно в то время означало "проект политического переустройства Империи". Теперь же сторонники Лютера, сторонники религиозных, да и политических перемен, применили этот термин к своему движению.

Почему же так много людей поддержали Лютера? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что такое индульгенции, против которых первоначально выступил Лютер. По учению католической церкви, Христос и святые совершили столько "добрых дел", способных спасти род человеческий, что образовался как бы излишек благодати, находящейся в распоряжении церкви ("сокровище церкви"). Этот излишек благодати мог быть использован священнослужителями для отпущения грехов. Сам грешник, либо его родные и близкие должны были совершить некие дела, чаще всего, внести сумму денег на благотворительные цели или на нужды церкви, и тогда душа этого грешника освобождалась от мук Чистилища, либо срок пребывания в нем существенно сокращался. Подобные идеи привели, в конце концов, к появлению индульгенций - письменных отпущений грехов, выдаваемых от имени Папы. Индульгенцию, в которой перечислены отпускаемые грехи, можно было купить за деньги, а ее цена увеличивалась с ростом тяжести грехов.

Подобная практика вызывала возмущение у людей с чуткой совестью. «Как же так? - вопрошали они. - Неужели можно без внутреннего раскаяния очиститься от грехов, только заплатив за это деньги?» Вспомним: в позднее Средневековье происходит процесс индивидуализации религиозного сознания. Верующего волнует личное отношение его самого, его души к Богу. Ему непонятно как кто-либо, даже святой, может передать другому свои заслуги, свою благодать, т. е. как бы часть своей души, своей личности? И конечно, в особенности стал тревожить людей факт торговли индульгенциями, сам факт продажи благодати за деньги.

Эти мысли и эмоции обобщил Лютер в своих тезисах. С его точки зрения, человек уже искуплен страстями Христа, этим добровольным актом любви к людям. Разумеется, человек грешен, но только Бог может прощать грехи раскаявшемуся, внутренне переродившемуся индивиду. Человек может спастись, лишь уверовав, причем вера понимается не как убежденность в существовании Бога, а как внутреннее доверие к Нему, приятие Его воли.



 

Популярное

 
 
 
ГЛАВНАЯ arrow РЕФЕРАТЫ arrow История arrow Античность — Средние века — Новое время. Причины и механизмы смены эпох