Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

 
ГЛАВНАЯ
РЕФЕРАТЫ
КУРСОВЫЕ
ДИПЛОМНЫЕ
ЗАКАЗ РАБОТЫ
КОНТАКТЫ
 
 
 

 

 

Литературный анализ русской народной сказки

В сказках постоянно подчёркивалась огромная сила медведя.  Он давит всё,  что попадает ему под ноги. Медведь и в древние времена считался особым существом, его нужно было остерегаться. Языческая вера в медведя была так крепка, что в Древней Руси в одном из канонических вопросов спрашивали:  "Можно ли делать шубу из  медведя?" Ответ гласил: "Да, можно". Почему именно о медведе поставлен такой вопрос? Не потому ли, что этот зверь издревле считался неприкосновенным существом?  Но это, разумеется, противоречило духу новой христианской религии. Итак, ничто не мешает нам  признать более чем вероятным существование у славян культа медведя. С медведем связывали представления о покровителе, близком к тотему. Но даже независимо  от решения вопроса,  был тотемизм у предков восточных славян или нет, учёными доказан факт существования у славянских народов мифических представлений о наделённых разумом животных. Это был мир,  которого боялись  и  с  которым  не  хотели ссориться: человек  соблюдал разного рода обычаи и магические обряды. Это касается и других животных,   повстречавшихся  главному герою. Селезень,  косой заяц и щука, которых Иван-царевич пожалел и не стал убивать,  сослужили ему впоследствии добрую службу. В волшебной сказке распространён мотив благодарности животного, которое становится верным другом и помощником человека.  Звери принимают сторону героя,  когда он проявляет великодушие,  не причиняет им вреда. Позднее объяснение такого сказочного эпизода  естественно: зверь  воздаёт добром за добро.  Иное объяснение этому давалось в древности.  Почти у всех  народов  существовал  обычай убивать тотемную птицу, зверя. Соображения неприкосновенности тотема сочетались с целесообразными мерами сохранения дичи в  пору, когда она размножалась. Возможно, сказки о благодарных животных отражают эти древние промысловые обычаи.

Сделаем некоторые выводы. Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с  поверьями о  животных.   Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. В образах животных разумелись животные и никто иной. Существовавшие тотемные понятия и представления обязывали наделять животных чертами мифических существ,  звери были окружены почитанием. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово-магические и мифические понятия и представления.  Это ещё не было искусством в прямом  и  точном смысле слова.  Рассказы мифического характера отличались узкопрактическим, жизненным назначением. Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям.  С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мир своему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на нём основывались сказки о животных и сказки с их участием.

"Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается". В сказках часто встречается образ женщины-помощницы, возникший на древней жизненной основе. К этому образу можно отнести такие персонажи как: чаровницы, колдуньи и т. д. Почти в каждой сказке можно встретить рассказа о зловещей старухе, Бабе Яге, которая, однако, оказывается весьма заботливой и внимательной к герою.

Всем хорошо известно, какими чертами наделена Яга, и какая роль отведена ей в сказках. Она живёт в темном, дремучем лесу, в волшебной избушке на курьих ножках. Произнося волшебные слова "Избушка,  избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом" герою «управляет» избушкой, поворачивая её к себе и открывая тем самым вход в это странное жилище.

Баба Яга встречает непрошеного гостя неизменным и зловещим ворчанием и пофыркиванием.

Это ворчание - недовольство Яги приходом живого человека. Ей не по себе от «живого» запаха. "Запах живых так же противен и страшен мертвецам,  как запах мёртвых страшен и противен  живым". Баба Яга - мертвец. Часто можно встретить описание, что она лежит поперёк своей избы "из угла в угол, нос в потолок врос". Изба тесна Яге,  в ней она как в гробу.

Что Баба Яга - мертвец, говорит то, что вместо ног у неё кости. Еще она слепая. Она не видит героя,  а чует его по запаху. 

В древнем мире культ предков по женской линии очень тесно соприкасался с тотемизмом и культом природы.

В этом зловещем персонаже - Яге, люди, вероятно, видели своего предка по женской линии, который обитает гранью, которая отделяет живых людей от мёртвых. 



 

Популярное

 
 
 
ГЛАВНАЯ arrow РЕФЕРАТЫ arrow Литература и языкознание arrow Литературный анализ русской народной сказки