Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

 
ГЛАВНАЯ
РЕФЕРАТЫ
КУРСОВЫЕ
ДИПЛОМНЫЕ
ЗАКАЗ РАБОТЫ
КОНТАКТЫ
 
 
 

 

 

Литературный анализ русской народной сказки

У Яги ярко выражена особая власть над живым миром природы, да и в ней самой много черт от животного. То, что Яга очень близка к мифическим образам владык мира природы, подтверждается и особым характером её избушки на курьих ножках.

Изба, напоминающая своей теснотой гроб, прямое свидетельство поэтической разработки древнего обычая  хоронить покойников на деревьях или на помосте (так называемое воздушное погребение).

В разных сказках Яга может быть замена козлом, медведем или сорокой. Да и сама Яга обладает способностью превращаться в разных птиц и зверей.

Баба Яга, несмотря на ее нехороший образ, способна иногда посочувствовать и помочь герою. Она рассказала Ивану-царевичу, что жена его находится у Кощея Бессмертного, а также поведала, как с ним справиться.

Другим отрицательным образом является Кощей Бессмертный. Он олицетворяет собой мир насилия,  человеконенавистничества.

Кощей во всех сказках предстаёт как похититель женщин,  превращающий их в своих рабынь. Кроме того, он является обладателем несметных богатств, заработанных не совсем честным путем.

Кощей - олицетворение той социальной силы,  которая нарушила древние  родовые порядки равноправия. Эта сила отняла у женщины её прежнюю, высокую социальную роль.

Кощея - это высохший костлявый старик, с запавшими горящими глазами. Он способен распоряжаться судьбами людей, прибавляя и убавляя их век. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров - в безбрежном море.

Яйцо - материализованное начало жизни. Это звено, делающее возможным непрерывное размножение. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец даже бесконечной жизни.

Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливым социальным строем. Поэтому бессмертного Кощея постигла, казалось бы, невозможная кончина.

Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кощеем, люди прекращали жизнь этого  существа очень надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше. Такой прием называется парциальной магией (она основана на замене целого частью). Это часто применяется в волшебных сказках (например, кремень,  огниво и т. п.).

В данной сказке смерть Кощея находится "на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт". Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки иглу, ломает кончик - и вот "сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть".

На этой оптимистической ноте мы закончим отнюдь не полный, но достаточно подробный анализ русской народной сказки "Царевна-Лягушка". Это характерный пример волшебной сказкой. Эти сказки, уходящие своими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа, являются образцом  национального  русского  искусства.

Библиографический список

  • 1. Померанцева Э. В. Некоторые особенности русской пореформенной сказки. - М.: Cоветская этнография, 1956, № 4.
  • 2. Русские народные сказки. Сборник. - М.: Детская литература, 1966.
  • 3. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М., 1958.
  • 4. Аникин В. П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977.
  • 5. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1988.
  • 6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1946.


 

Популярное

 
 
 
ГЛАВНАЯ arrow РЕФЕРАТЫ arrow Литература и языкознание arrow Литературный анализ русской народной сказки
 
       
 
Дверь к лучшей жизни есть, наркомания спасти зависимого человека.